Эшу Мор (Exu Mor) / Эшу Вельзевул (Exu Beelzebuth)

Эшу Мор / Эшу Вельзевул
Автор: Николай ди Маттуш Фрисвольд (с)
Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: «Эшу и кимбанда: культ ночи и огня»

Эшу Мор, отождествляемый с Вельзевулом, — сущность весьма загадочная. Ему давали немало противоречивых объяснений, но история его происхождения проста. Мифологические истоки Эшу Мора восходят ко временам разрушения иерусалимского храма, построенного царем Соломоном на горе Мор, или Мория, что на латыни означает «смерть». В печати Вельзевула [из «Истинного гримуара»]1См. ниже «каббалистическое» понту Эшу Мора. содержатся буквы J и B — Йод (И) и Бет (Б), инициалы слов «Яхин» (Йод-Каф-Йод-Нун) и «Воаз» (Бет-Айин-Зайин), как назывались два столпа Соломонова храма. Вариант этой печати нередко используют как понту рискаду Эшу Мора. «Ях» (Йод-Каф) означает «он утвердит», а «во» (Бет-Айин) — «смятение». Разрушение храма утверждает смятение, и человеку дается возможность вырваться на свободу; но, вместе с тем, его отбрасывает назад, в сферу земного, где обитают демонические разумы, стремящиеся совратить человечество. Таким образом, Эшу Мор олицетворяет дом («бейт», Бет-Йод-Тав) смятения.

Мартинес де Паскуалис замечает по этому поводу: «На связь второго столпа с числом смятения указывает второе место, которое занимает [в древнееврейском алфавите буква Бет,] первая буква слова “Воаз”»2Источник цитаты и истолкования названий двух столпов — «Пятое наставление Избранным коэнам» Мартинеса де Паскуалиса.. В конечном счете, этот столп смятения хранит тайны, восходящие к Каину, а столп Яхин — тайны наследников Сифа. Следовательно, намек на тайну Эшу Мора можно обнаружить в еще одном наблюдении Паскуалиса: «Смятение происходит от двух сил, противостоящих друг другу: одна сила стремится к сохранению имеющегося, другая — к освобождению».

Вспоминается также, что Ибн аль-Араби осмыслял Иблиса как силу, утверждающую совершенство Божьего замысла. Кроме того, следует отметить, что имя «Вельзевул» (Бельзебут, или Баал-Зебуб) может означать не только «Повелитель летучих тварей» (в частности, мух), но и «Господин высокого дома», или «дома на высотах» («бейт зебул», Бет-Йод-Тав Зайин-Бет-Вав-Ламед),  который можно истолковать и как храм на горе Мор, описанный в восьмой главе Третьей Книги Царств.  Это дает нам подход к истолкованию Эшу Мора в соответствии с мотивом смятения, возникающего из борьбы двух противоположностей. Эшу Мор предстает перед нами как Господин дома смятения. И в этом отношении он связан с символикой Януса как божества, открывающего перед искателем многообразные возможности выбора, — и в этом заключены его тайна и его опасность.

Вельзевул — второй по старшинству в легионах кимбанды, военачальник высокого ранга и один из королей. Он правит духами улиц и считается одним из самых агрессивных эшу. Возможно, столь высокое положение в иерархии эшу связано с тем, что Вельзевул в свое время прославился как бог ведьм, а также с видным местом, которое еще с XIII—XIV веков отводилось в оккультных исследованиях каббале. У десяти сефирот каббалистического Древа Жизни, олицетворяющих лики божества, есть и свои темные отражения. В частности, многие духи кимбанды явственно связаны с Гебурой — сефирой гнева, крови и силы. Макгрегор Мазерс приводит следующую иерархию демонов, связанных с темными сторонами сефирот:

  1. Сатана и Молох
  2. Вельзевул
  3. Люцифуг
  4. Астарот
  5. Асмодей
  6. Бельфегор
  7. Баал
  8. Адрамелех
  9. Лилит
  10. Наама3Эти соответствия приведены в лекции С.Л. Макгрегора Мазерс «Клипот», основанной на материалах каббалистической книги «Зогар». Лекцию в рус. пер. см. в издании: «Книга тайн» Алистера Кроули и теневое Древо Жизни. М.: Ганга, Телема, 2016, стр. 455.

Здесь интересно отметить, что большинство из этих так называемых демонов — не кто иные, как божества различных племен, воевавших с сынами Израиля. Так, Молох был ханаанским богом огня. Асмодей, персидский дух хтонического характера, вошел в иудейскую мифологию как один из врагов Бога. Что же до Вельзевула, то он, как уже было сказано, восходит к образу одного из главных соперников Яхве — моавитского бога Баал-Зебуба, или просто Баала, которого хасиды XVIII века отождествляли с дьяволом. Представление о Вельзевуле как о некоем демоническом божестве, повелевающем мухами, может объясняться тем, что его перепутали с кем-то из месопотамских злых духов. Далее, «Бельфегор» — это, по всей видимости, искаженное имя Баал-Фегора, бога, ассоциировавшегося с развратом и, подобно Приапу, изображавшегося в итифаллическом облике (весьма уместном для Бога Ведьм). Адрамелех считается братом Асмодея, а имя его означает Царь Подземного мира4Традиционные толкования имени «Адрамелех» — «царь-носильщик» («царь носильщиков») или «царь украшений»..

Кроме того, мы располагаем приведенным у Ричарда Кавендиша знаменитым признанием монаха Жана дель Во: тот добровольно, без пытки, показал, что в 1595 году он и еще несколько человек поклонялись Вельзевулу как своему Великому Господину, — а это, разумеется, наводит на мысль о тех обвинениях, которые были выдвинуты против рыцарей-тамплиеров. Создается впечатление, что образ Вельвезула — Повелителя мух, Князя серафимов и демона месяца июля — со всей его неоднозначностью и ролью сосуда, вмещающего в себя многих божественных соперников Яхве,  способен пролить новый свет на природу кимбанды и, в особенности, на ее связь с европейским ведовством. Так или иначе, под руководством этого эшу можно открыть некоторые тайны великого учения, связанного с оккультными практиками рыцарей Жака де Моле.

Но и это еще не все. Если мы обратимся к описаниям верховных князей ада, то увидим, что и у Коллена де Планси, и в аггадических и талмудических источниках Асмодей и Молох предстают как духовные составляющие Эшу Мора. Я бы даже рискнул предположить, что все различия между Асмодеем и Эшу Мором обусловлены лишь разницей культур, эпох и культовых практик. В более широком контексте кимбанды эта связь с Асмодеем интересна тем, что, по легендам, Асмодей, как и Эшу Мор, принимал участие в строительстве Соломонова храма, а, следовательно, был причастен и к его разрушению. В раввинистических источниках упоминается некий Ашмедай, который поначалу был человеком доброго нрава, но затем поддался на соблазны Вирсавии — матери Соломона, одержимой духом Лилит. Страсть в сердце Ашмедая воспламенил не кто иной, как дух Асмодей, — и именно к этой легенде восходит образ Эшу Мора. Согласно другой аггадической легенде Асмодей был сыном Адама и Наамы. Некоторые раввинистические источники отождествляют Асмодея с Самаэлем и, следовательно, со змеем-искусителем в Эдемском саду. Но в действительности этот змей связан с другим таинством — таинством Дракона Эшу. Последний имеет много общего с Эшу Мором, но все же их следует различать.

Молох заслуживает здесь упоминания не только из-за своего пристрастия к огненным жертвам, но и потому, что идол его содержал семь отделений для семи различных родов жертв, которые сгорали на огне, разведенном в полой сердцевине статуи. Молох, чье имя означает «царь», изображался в виде быка, а у быка в символическом плане немало общего с козлом: оба они олицетворяют плодородие и выносливость. В таинствах, связанных с Эшу Мором, используются опилки бычьих костей, да и все прочие из вышеперечисленных мотивов тоже представлены в образности Эшу Мора, который, по существу, представляет хаотическое и сладострастное начало кимбанды: это угли, горящие в озере крови и семени. И это — та самая точка, в которой берут начало расколы, порождающие многообразие сект и ересей.

Священные предметы: старые палки и посохи, трезубцы, козьи шкуры и черепа, бычьи и человеческие кости, абсент, красное вино, табак, мандрагора и мирра.

Иконография: Эшу Мор изображается в виде красного козла или быка, подобного Бафомету с рисунка Элифаса Леви.

Понту кантаду для Эшу Мора

Dentro de uma casa velha,
Aonde mora escuridão,
Ô passa um homem sempre em frente,
Mas com seu chapéu na mão,
Ô, quem tem asa sempre voa,
Ô, que tem fé sempre caminha,
Eu não giro na luz não,
Porque a noite é sempre minha.

В старом доме,
Где тьма живет,
О, человек всегда идет впереди,
Но держит шляпу в руке,
О, кто имеет крылья, всегда летает,
О, кто имеет веру, всегда в пути,
Я не кружусь при свете,
Потому что ночь — всегда моя.

Eu andava na beira do trilho,
Firmando o meu ponto quanto o trem passou,
Eu ouvi timbalá de martelo que veio do inferno,
O Diabo mandô,
Exu é do inferno,
O Diabo mandô.

Я шел вдоль железной дороги,
Я наполнил силой свое понту, когда прошел поезд,
Я услышал грохот молота, шедший прямо из ада,
Дьявол послал
Эшу из ада,
Дьявол послал.

Foi de baixo da ponte preta,
ouvi um grito de socorro,
Não umbanda, nem quimbanda,
Magia Negra vem trabalhá,
Os olhos desse homem tem Magia sim,
Magia negra ele faz,
Seu Pai é Barrabás,
Magia negra ele faz,
Seu Pai é Belzebu.

Это было под черным мостом,
Я услышал крик о помощи,
Не умбанда и не кимбанда —
Черная магия берется за дело.
В глазах у этого человека — магия,
Он творит черную магию,
Его отец — Баррабас [= Варавва],
Он творит черную магию,
Его отец — Вельзевул.

Понту рискаду для Эшу Мора

"Каббалистическое" понту Эшу Мора
«Каббалистическое» понту Эшу Мора. [Это понту в точности воспроизводит печать и знаки Бельзебута (Вельзевула) из «Истинного гримуара». ]
Понту, при помощи которого Эшу Мора призывают к проявлению
Понту, при помощи которого Эшу Мора призывают к проявлению
Понту Эшу Мора для магической работы
Понту Эшу Мора для магической работы

Автор: Данилу Коппини (с)
Перевод: Анна Блейз (с)

Источник: «Кимбанда: культ красного и черного пламени»

Бразильская кимбанда вобрала в себя немало библейских влияний. Сам культ не включает в себя христианских идей, но некоторые элементы христианства сыграли важную роль в его формировании. Вельзевул, князь демонов и Повелитель Мух, упоминается и непосредственно в Библии, в Евангелиях от Луки, Марка и Матфея, и в сотнях христианских преданий и легенд. Так же, как и Сатана, он стал отождествляться с ориша Эшу вследствие миссионерских экспедиций в Африку. Ассоциации с этим африканским божеством оказались настолько сильными, что в «Истинном гримуаре» — одном из самых знаменитых гримуаров, описывающих демонические иерархии, — Вельзевул предстает как Правитель Африки. 

Утверждать, что в Африке поклонялись богу Баалу или Баалзебубу/Бельзебуту/Вельзевулу, мы не можем, но определенные связи с этим божеством налицо: около X века до н.э. в Африке возникла колония финикийцев. Известно, что этот народ распространил свое влияние на большую часть Северной Африки и в той или иной мере видоизменил местную культуру. Южной Африки эти перемены не достигли, но любопытно, что в Мпумаланге, одной из провинций ЮАР, есть ферма под названием «Баалзебуб». Возможно, в этом отражено наследие древней культуры или влияние, оказанное христианством на заре колонизации Африки.

Некоторые из африканских рабов, перевезенных в Бразилию, наверняка слыхали о Повелителе Мух и знали, что его отождествляют с ориша Эшу. Американские индейцы, со своей стороны, узнали имя Вельзевула от иезуитов, проповедовавших христианство в Новом Свете.

Христианам это имя внушало страх на протяжении столетий. Но в ходе сложных культурных процессов, протекавших на территории Бразилии, Вельзевул приобрел новые характеристики. Его стали называть Майоралом Преисподней и ассоциировать с Бафометом. А по мере развития культа кимбанды ипостась Эшу, отождествляемую с Вельзевулом, стали иногда называть «Эшу Мор». Но это не вполне верно: на самом деле эпитет «Мор» означает «тот, кто выше других» или «высочайший», и в нашей традиции его получает дух, который берет на себя руководство тем или иным Домом Эшу. Такой дух становится Майоралом этого Дома — но это не значит, что он превращается в Эшу Вельзевула или, тем более, в Майорала Вельзевула. Эшу Вельзевул становится Эшу Мором только в том случае, если адепт, готовый встать во главе Дома Эшу, обладает качествами, родственными Эшу Вельзевулу. Во всех остальных случаях Эшу Мор не имеет никакого отношения к Эшу Вельзевулу.

Эзотерическое понту Вельзевула
Эзотерическое понту Вельзевула, отражающее всю полноту его проявлений в бразильской кимбанде

Тем не менее, Эшу Вельзевул — это чрезвычайно тонкая и возвышенная сила, хотя у многих сложилось о нем совершенно превратное представление. Духовные слепцы, заявляющие, что такого легиона не существует, попросту не понимают всей глубины, которое это имя обрело в кимбанде. Духов, составляющих легион Эшу Вельзевула, привлекает великая сила противодействия. При жизни это были глубоко религиозные люди, в том числе священники и жрецы; но в какой-то момент они осознали бесчисленные заблуждения, которые их религия выдавала за абсолютные истины, и рухнули в бездну неверия. После смерти души этих людей пробудились под влиянием энергий, исходящих от Престола Вельзевула, и стали противниками тех религиозных систем, которые когда-то лежали в основе их жизни и мировоззрения.

Адепты бразильской кимбанды призывают силы этого легиона на помощь, когда ведут духовную борьбу с энергиями, порожденными той или иной стагнирующей религией. Когда адепт объявляет таким энергиям внутренную или внешнюю войну, духи из легиона Эшу Вельзевула помогают ему удерживать идеальное равновесие, необходимое для борьбы, и улавливать подходящие моменты для атаки и для отступления. Силы этого эшу способны пробить любую защиту, потому что действуют совершенно непредсказуемо и абстрактно. Кроме того, к Эшу Вельзевулу обращаются за помощью в поисках мудрости, поскольку он способствует уравновешенному и сосредоточенному состоянию ума. В этом отношении он настолько могуществен, что, по некоторым свидетельствам, с его поддержкой удавалось исцелять людей от психических расстройств.

Понту рискаду для Эшу Вельзевула, выражающее свойственную ему предельную восприимчивость
Понту рискаду для Эшу Вельзевула, выражающее свойственную ему предельную восприимчивость. Используется для блокировки враждебных энергий и для проникновения сквозь вражеские щиты
Понту рискаду Эшу Вельзевула, служащее для духовных атак
Понту рискаду Эшу Вельзевула, служащее для духовных атак

Понту кантаду:

Olha Beelzebuth, olha Beelzebuth
Olha Beelzebuth, estão te chamando na Quimbanda!

Смотри, Вельзевул, смотри, Вельзевул,
Смотри, Вельзевул, тебя призывают в кимбанде!

Virou de costas, comecei a oração
Chamei Exu Beelzebuth para ventar sua proteção
Tridente é preto e a capa também
Você não terá tempo nem para dizer amém!

Я повернулся спиной, я приступил к молитве,
Я призываю Эшу Вельзевула на защиту.
Трезубец черен, и плащ — тоже,
Ты не успеешь даже сказать «аминь!»

Meia noite em ponto, subi a ladeira da igreja
Acendi velas pras almas e saudei a Quimbanda Brasileira
Meu pedido era certeiro, queria derrubar o oponente
Não hesitei no meu chamado, Ele veio no fogo ardente
Se a guerra é feroz, mais feroz é o teu nome
Glorioso Beelzebuth, vai te matar enquanto dorme!

Ровно в полночь я взобрался на церковный холм,
Я зажег свечи душам и приветствовал бразильскую кимбанду.
Я попросил в точности о том, чего хотел: сокрушить врага.
Я призвал Его безо всяких сомнений, и Он пришел в пылающем огне.
Если война жестока, то имя Твое еще жесточе.
Славный Вельзевул, Он убьет тебя во сне!

Напитки: бренди (марафу) с кровью или красное сухое вино.

Пища: большой кусок сырой говядины, политый соусом из пальмового масла с перцем, шафраном и тертым мускатным орехом. Это угощение мы выкладываем прямо на поднос (без посуды), который предварительно выстилаем ломтиками красного лука, украшаем веточками петрушки и посыпаем порошком из толченых лавровых и «огненных» листьев. На том же подносе мы подаем ломтики лимона с кусочками карамели.

Табак: ароматические сигары или трубка с особой смесью трав.

Предметы силы: перья, цепи, высушенные тела животных, старинные монеты, кусочки человеческих костей, когти животных, шкуры, коконы шершней и ос, кусочки золота и серебра.

Цветы: красные гвоздики.

Дни недели: вторник, пятница и суббота.

Места силы: места высоко в горах; бойни; центральная точка кладбища, места позади церквей и других религиозных построек.

Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

  • 1
    См. ниже «каббалистическое» понту Эшу Мора.
  • 2
    Источник цитаты и истолкования названий двух столпов — «Пятое наставление Избранным коэнам» Мартинеса де Паскуалиса.
  • 3
    Эти соответствия приведены в лекции С.Л. Макгрегора Мазерс «Клипот», основанной на материалах каббалистической книги «Зогар». Лекцию в рус. пер. см. в издании: «Книга тайн» Алистера Кроули и теневое Древо Жизни. М.: Ганга, Телема, 2016, стр. 455.
  • 4
    Традиционные толкования имени «Адрамелех» — «царь-носильщик» («царь носильщиков») или «царь украшений».