Автор: Дениз Альварадо (с)
Перевод: Анна Блейз (с)
Эшу (Exu) — один из самых известных духов (ориша) в религии йоруба и родственных ей традициях африканского происхождения. Эшу — могущественный дух, божественный вестник и привратник мира духов. Он восседает на Перекрестке, предлагая людям варианты выбора и различные возможности. Эшу символизирует равновесие: между ночью и днем, старостью и юностью, черным и белым, созиданием и разрушением. Он олицетворяет мужскую сексуальность, силу и плодовитость; он посвящен в таинства жизни и смерти. Эшу — владыка хаоса и плутовства, хранитель жизненной силы/энергии (аше). Без его разрешения невозможно добиться ничего — ни в человеческом мире, ни в мире духов. Он — толмач и посредник; он — мост между человеком и природным миром, между священным и мирским. У каждого живого существа есть свой личный эшу.
В различных религиях африканского происхождения Эшу известен под разными именами. Именем Эшу (Eshu) его называют в системе ориша-ифа, относящейся к религии йоруба, а также в кандомбле и сантерии (лукуми). В гаитянской и новоорлеанской традициях вуду он выступает под именем Папа Легба. На Кубе он зовется Элеггуа, в Западной Африке — Эсу (Esu). В традиции пало майомбе он носит имя Люцеро. Иногда его ассоциируют с различными католическими святыми — святым Антонием, святым Михаилом или Санто Ниньо де Аточа.
В афро-бразильской традиции умбанды «эшу» — титул целого обширного семейства духов, или божеств. Эшу считаются духами людей, которые при жизни наводили на других ужас, либо были очень образованными, либо же достигли исключительного мастерства в какой-нибудь области. Например, Эшу Мейя Нойти (Полуночный Эшу) — это дух некоего великого целителя, знавшего все тайны врачевания.
Кроме того, Эшу выступает в роли духа, Отворяющего Двери. Он может устранять препятствия и открывать пути к новым возможностям. Как божественный вестник Эшу всевидящ и всеведущ. Он познал и добро, и зло; он может быть и жестоким, и великодушным. Однако все его поступки оправданы, логичны и никогда не бывают случайными. Он тесно связан с духом по имени Орунмила (Орунла), почитаемым как ориша прорицания, и в совершенстве владеет искусством «бузиус» (гадания на раковинах каури). В то же время, Эшу не нуждается ни в каких гадательных инструментах, чтобы предвидеть будущее.
Эшу — мастер магии, как белой, так и черной. Ему известны все заклинания и чары. Более того, его чары и талисманы настолько могущественны, что уничтожить их невозможно. Его могут призывать на помощь те, кто желает подчинить себе других людей с помощью магии, — но, как говорят, это очень рискованно.
Первые европейцы, соприкоснувшиеся с культом Эшу среди племен йоруба в Африке, восприняли его неоднозначно. Поскольку алтарные статуэтки и фетиши изображали Эшу как божество с огромным фаллосом, его сочли подобным греко-римскому фаллическому богу Приапу. А из-за того, что в мифах Эшу предстает как трикстер, нарушающий социальный порядок и общепринятые правила, христианские миссионеры отождествили его с западным дьяволом и трактовали как злобного, извращенного и порочного духа. Записки путешественников, миссионеров и прочих наблюдателей, посетивших территорию народов фон и йоруба в XVIII—XIX вв., катастрофически исказили образ Эшу в глазах западного читателя. Сделанные в ту эпоху описания неточны, пристрастны и этноцентричны.
Между тем, истинная причина, по которой Эшу изображается с большим фаллосом, внушившим христианам такую неприязнь, вполне объяснима. У народа йоруба и в других традиционных африканских культурах считается исключительно важным оставить многочисленное потомство, — поэтому мужчина стремится обзавестись множеством жен и регулярно заниматься сексом. Большое потомство гарантирует коллективное выживание народа, обеспечивает сохранность племен, городов и предков. Поэтому Эшу почитают как защитника полового акта — акта, благодаря которому рождаются дети, продолжается род и сохраняется человечество в целом. Именно эта важнейшая идея плодовитости и сексуальности и нашла прямое выражение в фаллическом символе.
Но в восприятии христиан гигантский фаллос и роль покровителя сексуальности сделали Эшу еще более опасным. Когда начались синкретические процессы слияния ориша с католическими святыми, многие изначальные атрибуты африканских духов были утрачены. Эшу, отождествленный с самим дьяволом, лишился огромного фаллоса, а взамен приобрел рога, красную кожу и трезубец. Его женское дополнение, Помба-Жира, тоже стала рогатой и краснокожей, и с некоторых пор ее изображают в основном как проститутку в мехах, в платье с блестками и с золотым ожерельем. В связи с подобной образностью и с представлением о том, что Эшу властен над сутью всех живых существ, его воспринимают как могущественного, опасного, аморального и откровенно демонического духа.
В действительности же Эшу отнюдь не демон и не злой дух. Стереотипное представление об Эшу, сложившееся на Западе, произрастает из принципиального непонимания той священной роли, которая отводится трикстеру в нехристианских космологиях. В большинстве традиционных культур трикстер выполняет священную роль учителя. Он помогает осознать взаимосвязанность и взаимозависимость между человечеством, природным миром и миром духов. Урок Эшу — в том, что «человек — не остров»: своими проделками Эшу заставляет нас признать эту абсолютную истину и смириться перед ней. Он наблюдает за тем, как мы идем по жизни, — и если мы заносимся слишком высоко, он начинает вставлять нам палки в колеса и принуждает спуститься с небес на землю. Например, у йоруба есть сказка о том, как однажды Эшу шел по дороге. На нем была шляпа, с одной стороны красная, с другой — черная. Когда он прошел, селяне, видевшие его, заспорили, какого цвета была шляпа: черная или красная? Те, что стояли на одной обочине, видели только черную сторону шляпы, а те, что стояли на другой — только красную. Спор уже грозил перейти в драку, но тут Эшу вернулся и прояснил дело. Тем самым он научил селян, что наше восприятие реальности зависит от личной точки зрения, а потому бывает очень легко обмануться. В другой версии сказки двое селян, повздоривших из-за шляпы, убили друг друга, а Эшу тогда засмеялся и сказал: «До чего же я люблю, когда из-за меня люди ссорятся!»
В своей роли трикстера Эшу иногда делает все наоборот. Поэтому люди нередко просят его не о том, чего хотят, а о чем-то противоположном. Он терпеть не может косность и благоволит тем, кто способен взглянуть на мир свежим взглядом, по-новому, живо и страстно.
Но, пожалуй, самая яркая отличительная черта Эшу — воплощенная в нем сила преображения. Он ломает традиции, ставит под сомнение принятые правила, нарушает нормы и кладет начало переменам. Особое почтение ему выказывают как посланнику богов: Эшу может беспрепятственно входить во владения всех ориша. Из-за этого его самого не причисляют к ориша, но зато он воплощает в себе суть всех ориша вместе взятых — и сила его безмерна. Ни один ориша не может проявить свою силу без помощи Эшу.
Автор: Denise Alvarado (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.