История

Функции богов

Автор: Майло Риго (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: Майло Риго, "Тайны вуду"

Чтобы прояснить функции всех «таинств», достаточно представить традиционные интерпретации нескольких самых важных лоа в культе вуду. Эти функции покажут, почему гаитянский вудуист считает, что боги связаны с ним живыми и неразрывными узами.

 

Силибо Ваву, или Шибло Ваво, — Эрзули, надевающая украшения; знание; всеведение; предвидение; святой дух посвящения.

Марасса — солнце как магический владыка неба, властвующий над рождением и перерождением.

Данбала — возвращение солнцу животной, или непосвященной («боссале»), материи, совершающееся в ходе посвящения.

Огу Фер — логика; разум; мудрость; философия; вооруженное и разумное заступничество.

Кан-зо — сила, направляющая грубую («боссале») материю в области солнца.

Таинства Рада — лоа разума.

Симби И-Ан-Фа-Ка — космическая культура.

Таинства Наго Ойо — добровольное и сознательное отражение посвященной материи в высшей атмосфере небесных созвездий, совершаемое посредством Эрзули, то есть принципа Девы как «магического зеркала» (Агуэ-Тха Ойо).

Агуэ Р Ойо — стремление магически отразиться в ритуальных водах (Агуэ-Тха Ойо), или в бездне, символически представленной основанием центрального столба.

Геде Хунсу — основание умфора и ассона; Дева и Дитя; луна и солнце.

Кебису Дан Ле — высшее правосудие, или громовой камень багуи; религиозная этика умфора.

Байя-ку, или Ба Я Ху / Ие-х-у — космическая работа дня и ночи (Ии-сус)

Ба-Ка — наука о талисманах, или талисманная вуду, как магический символ двух форм космического жречества: Ба (восток, солнце, человек, Легба) и Ка (запад, луна, женщина, Эрзули)

Таинства Мавангу — лоа некромантии.

Хунган — хранитель магических сил солнца.

Хунгеникон — ритуальная молитва и ее магическое воздействие; звездная милость.

Умфор — Святой Град; Иерусалим; зодиак; двенадцать магических обителей Эрзули; врата Сиона; тайны астрального света.

Легба (Господин Перекрестков) — геометрическая сепарация магического вещества, символом которого служит ритуальная вода и которое открывает возможности для зримых магических проявлений; практическое уплотнение, или централизация, сил, рассеянных в астральном пространстве; геоцентрическая утилизация звездной атмосферы.

Африка — галактика, управляющая святым духом; геометрическая и духовная система солнца, представленная таинством Легба Ати-Бон Ати-Дан И-бо Ло-ко.

Ати-Дан И-бо Ло-ко — принцип древа; древо познания добра и зла; центральный столб перистиля.

Геде Ни-Бо, или Ра Ниббо, — воскресший Христос; восходящее солнце; вертикальная линия центрального столба; восточное жречество вуду.

 

Эти традиционные интерпретации показывают, что, несмотря на все искажения первоначальных магических формул (объясняющиеся психологическими особенностями различных сект и племен), в основе вуду все же лежат функции великих сверхприродных лоа — духов, возвращающих материальное тело в высшие сферы посредством посвящений и ритуалов.

Вышеприведенные символические толкования бытуют среди вудуистов повсеместно. Поэтому все попытки отделить таинства Конго от Анмине, Анмине — от Петро или Рада — от Нага не имеют смысла. Все различия между этими «обрядами» или «народами лоа» сводятся к способам применения магической науки на практике (а магической науки не существует без этих великих, основополагающих лоа). Так, у каждого из «народов Африки» (а под Африкой, напомним, подразумевается галактика, правящая святым духом) есть свой тайный смысл, но все эти смыслы — лишь вариации универсальной науки вуду, разнящейся от одного племени к другому. Эти «межплеменные» различия носят сугубо эстетический и этический характер. Например, обряд Рада в целом более этичен, чем обряд Петро, потому что обряд Рада, по традиции, управляет этическими принципами неба, представленными в форме лоа Аи-Зан А Веле-Кете. Таинства Ай-Да Ве-До и Да-нбала Ве-До — это зримые проявления Ра-Да (змея) в умфоре.

Этические различия символически представлены областями, которыми правит змей Да-н. Между основными обрядами вуду эти области распределяются так:

 

Рада — Звезда, или Высший Воздух

Наго — Металл

Конго — Вода

Петро — Огонь

Ибо — Слово

Мине, или Ан-Мине — Земля

 

Однако каждый обряд хранит традицию во всей ее полноте и сам по себе представляет законченную магическую систему, содержащую всю совокупность символических смыслов. Разница только в том, что каждый обряд открывает эти смыслы своим посвященным в особой системе символов и несет в себе особый, индивидуальный характер и космический темперамент того «народа» Африки, с которым он связан.

Milo Rigaud (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Лицензия Creative Commons
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Новости

17.11.2019

В раздел "Геката: исследования" добавлен отрывок "Добродетели" из работы Стивена Ронана "Халдейская Геката"

15.11.2019

В раздел "Публицистика" добавлена заметка Галины Крассковой "Спасение?"

10.11.2019

В раздел "Геката: исследования" добавлен отрывок "Функции и образы" из работы Стивена Ронана "Халдейская Геката"

31.10.2019

В магазине - переиздание книги "Геката: пограничные обряды"

27.10.2019

В магазине - новая книга Антона Платова: "Северная Традиция. Путь над Бездной"