Классификация богов в религии вуду
Автор: Мило Риго (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: Мило Риго, «Тайны вуду»
Попытаемся классифицировать лоа на основании различных обрядов или подразделений вуду, таких как Рада и Петро. Классификация неизбежно получится условной, потому что любой лоа по факту причисляется к тому обряду, в котором ему «служат». Единственное исключение — так называемые «лоа Гинин», то есть африканские: в силу своей традиционной чистоты они отказываются «работать» по другим обрядам, кроме собственных. Духи Геде (лоа смерти и кладбищ), действующие под noms vaillants (букв. «храбрыми» или «доблестными» именами — прозвищами, которые принимают великие лоа, когда не желают выступать под своим настоящим именем), составляют отдельную категорию: ввиду многообразия имен их трудно соотнести с тем или иным конкретным обрядом.
Таинства Рада
Атин-Гби-Ни-Мон-Се
Йе Дан-Гбе
Данбала Ведо
Данбала Йе-Ве
Айда Ведо (Айидахведо)
Маву-Лизан
Лиза
Легба Ати(н) Бон
Кебису (Хевиозо)
Гран Аи-Зан
Аизан Авелекете
Аданманси Ведо
Аганман, Кайман, Анолис
Адья Хунто
Агассу Аллада
Госпожа Эрзули и Гран Эрзули
Флёризон
Агуэ Р Ойо
Агуэ Та Ойо
Симби Яндезо
Симби Янпака
Симби Янпола
Марасса (Близнецы)
Авадра Бо-Рой (Добрый Король)
Локо Азамбло Гиди
Аройо
Собо
Баде
Баде-си Кала Хунсу
Хун
Хунси
Хунгеникон
Хунган
Хунто
Гугун Дан Ле
Кебису Дан Ле
Ла Сирена
Ла Балена
Ан Уэ-Зо
Силибо Ваво
Гран Ваво
Гран Симба
А Дан-хи
Кузен Зака
Зо
Зо Ман Киле
Софи Баде
Агау Комбле
Зинклизин
Азака Меде
Геде Нуваву
Геде Мазака
Зан Та-хи
Зан Та-хи Меде
Огу Бакуле
Эрзули Фреда
Ти Пьер Дантор
Ти Жан
Боко Легба
Линглессу
Гран Собо
Адани Локо
Барон
Барон Ла Круа (Крест)
Барон Симетье (Кладбище)
Барон Самеди (Суббота)
Гран Брижит
Данбала Гран Шемен (Большая Дорога)
Госпожа Мамбо
Марасса Гинин (Африканские Близнецы)
Эрзули До-ба (Поясница)
Гран Аллаба
Геде Ниббо
Локо А Дан-хи-ко
Господин Ка-Фу (Хозяин Перекрестков)
Баяку
Симби д’ль’о (Водяной Симби)
Дан Петро
Руа Луанж
Геде Агу Руан Линсу
Данбала То Кан
Амиси Ведо
Гран Мируа Зе
Белеку-н
Гран Буа Меги
Аделаида
Клермесен Клермей
Мадемуазель Флорида
Папа Хунто
Дама Хунто
Капитан Деба (американский лоа)
Папа Пьер
Манман Дьяман
Мари-Луиза
Ати Дан-хи Ибо Локо
Эрзули-Северен-Бель-Фам (Прекрасная Женщина)
Ла Бель Веню (Прекрасная Венера)
Собо Керсу
Таинства, принадлежащие ко всем обрядам
Ассато
Аганман, Кайман
Адья Хунто
Госпожа Эрзули и Гран Эрзули
Симби д’ль’о
Симби Яндезо
Симби Янпака
Симби Янпола
Марасса
Хун
Хунси
Хунган
Хунгеникон
Хунто
Кебису Дан Ле
Гран Симба
Зо
Зо Ман Киле
Данбала Гран Шемен (Большая Дорога)
Госпожа Мамбо (Гран Аи-Зан)
Господин Ка-Фу
Папа Хунто
Дама Хунто
Дагомейские таинства Рада
Ате Гбини Мон Се
Йе Дан Гбе
Айидохведо
Мау-Лиза
Лизан Гба Дья (Легба)
Легба Атин Бон (Адингбан)
Кебису
Аи-Зан
Собо
Баде
Ан Ке Зо
Софи Баде
Эрзули Фреда
Гран Собо
Зан-Мадоне
А Дан-хи Локо
Эрзули Ла Бель Веню
Конго-дагомейские таинства Рада-Наго
Ла Сирена (Эрзули)
Ла Балена (Эрзули)
Таинства Наго
Огу Фер (Сухой Наго)
Огу Бха Лин Дьё (Влажный Наго)
Огу Бха Та Ла (Смешанный Наго)
Огу Шанго (Наго, Петро)
Адум Гиди
Лемба Филе Сабр (Наго, Петро)
Огу Бха Да Гри
Оссангне
Огу Ямсан (Наго, Петро)
Огу Канканникан (Наго, Петро)
Огу Бакуле (Наго, Рада)
Ти Пьер Дантор (Наго, Рада, Дантор)
Ти Жан (Наго, Рада)
Бо-Су Асаде (Наго, Дагомея)
Асаде Боко (Наго, Дагомея, Петро)
Болиса (Боли Ша)
Олиса (Оли Ша)
Гран О-Батала
Бакоссу
Огу-Тоннер (Наго, Петро)
Огу Баба
Огу Бализер (Огу Бализаж)
Генерал Жюль Канмиль
Жан-Пьер Понгуэ
Огу Палама
Таинства Петро
Огу Шанго (Петро, Наго)
Симби И-Ан-Кита
Лемба Филе Сабр (Петро, Наго)
Ти Гугун
Лемба Зау (Петро, Конго)
Зау Пемба (Петро, Конго)
Манман Пемба (Петро, Конго)
Макандаль
Симба Маза
Данбала Ла Фламбо (Факел)
Линглинзин (Петро, Рада)
Огу Ямсан (Петро, Наго)
Геде Мазака (Петро, Рада)
Геде ль’Ораж (Буря)
Зази Булоннен (или Булонмен)
Огу Канкан Ни Кан
Криминель Петро
Принга Маза (Петро Маза)
Бризе Макайя
Бризе Пемба
Эрзули Торо (Бык)
Эрзули Же Руж (Красноглазая)
Эрзули Мапьян (Вошь)
Ашаде Боко (Петро, Наго, Дагомея)
Боко Легба (Петро, Рада)
Линглессу Бассен-сан (Петро, Рада)
Маринетта Буа-Шеш (Сухое Дерево)
Маринетта Люмен-ди-фе (Свет Огня)
Ти Жан Петро
Жан-Филипп Петро
Геде Барон Ла Круа (Петро, Рада)
Геде Барон Симетье (Петор, Рада)
Барон Самеди (Петро, Рада)
Гран Брижит (Петро, Рада)
Симилор
Геде Ниббо (Петро, Рада)
Ибо Кан-Ман (Петро, Ибо)
Господин Пемба (Петро, Конго)
Дан Петор
Ти Жан Пье-Шеш (Сухая Нога)
Симало
Жан Зомби
Капитан Зомби
Геде Агу Руа Линсу (Петро, Рада)
Огу Тоннер (Петро, Наго)
Бризе Пемба (Петро, Зандор)
Малулу (Петро, Конго)
Мадам Траво (Работы)
Сидор Пемба (Петро, Конго)
Гран Буа Меги (Петро, Рада)
Эскали Бумба (Петро, Бумба)
Труа Фёй — Труа Расен (Три Листка — Три Корня)
Маринетта Пье-Шеш (Сухие Ноги: Петро, Зандор)
Огу Дан Петро (Наго, Петро)
Мария-Луиза (Петро, Рада)
Труа Каррефур (Три Перекрестка)
Зо Фланко Петро
Торо Петро (Бык)
Канга Петро
Сис Миль Ом (Шесть Тысяч Человек)
Джоболо Боссу (Петро, Конго)
Таинства Дантор
Ти Пьер Дан-Тор
Ти Жан Дан-Тор
Фа-у Дан-Тор
Папа Пьер (Дантор, Рада, Наго)
Эрзули Дан-Тор
Таинства Кита
Ти Кита Демамбр
Кита
Таинства Зандор
Бризе Пемба
Маринетта Пье-Шеш (Сухие Ноги)
Таинства Ибо
Ибо Су Аман
Ибо Кики Ли Бо
Ибо Л’Асиль
Ибо Леле
Ибо Кан-Ман (Ибо, Петро)
Ибо Косси (Ибо, Косси)
Таинства Конго
Симби д’ль’о
Гран Алуба
Гран Алумандия
Канга
Зинга
Лемба За-у (Конго, Петро)
Ман Инан
Мадам Ла-Уэ
Лаока (Легба обряда Конго)
Зау Пемба (Конго, Петро)
Манман Пемба (Конго, Петро)
Руа У-Ангола (Конго, Ангола)
Марасса Конго Бор-де-Мер (Близнецы Морского Берега)
Господин Пемба (Конго, Петро)
Синигаль (Конго, Сенегал)
Руа Луанж (Конго, Рада, Лоанго)
Каплау Пемба
Малулу (Конго, Петро)
Сидор Пемба (Конго, Петро)
Зила Мойо
Рена Конго Франк
Джоболо (Конго, Петро)
Базу (Конго, Ангола)
Таинства Бумба
Симетьер Бумба (Бумба Кладбища)
Эскалия Бумба
Таинства Канга
Зоклимо
Геде
Геде ль’Ораж (Буря)
Геде Сенк Жур Мальеро
Геде Ти Пюс Лан д’ ль’о
Геде Ти Вава, или Ти Уа-Уэ
Геде Ти Пете
Геде Ви (ребенок духов-Геде)
Геде Бон Пуссьер де ла Круа
Геде Сабала
Геде Дуб
Геде Фатра
Геде Ти Кло
Геде Доктор Пикуре
Геде Суффран
Геде Раталон
Геде Морпион
Несмотря на то, что большинство Геде составляют отдельную группу, самые известные, классические формы Геде относятся к группе Рада — например, Барон Ла Круа, Геде Ниббо (Небо), Барон Симетье, Геде Мазака, Барон Самеди, Геде Нуваву, Агу Руа Лин-Су и Геде Хунсу.
Что касается малых Геде, таких как Ти Пете (Маленький Пердун), Раталон («тот, кто вровень с пяткой», «лежащий на земле») и Ти Пюс лан д’ль’о (Блошка-в-Воде), то их причудливые имена объясняются язвительным нравом, свойственным этой группе лоа. Все Геде — озорники.
Эти перечни лоа наглядно демонстрируют проблему, которая упоминалась выше: отнести того или иного лоа к какому-либо одному обряду нелегко, потому что в самой классификации приходится учитывать, что многим лоа служат по нескольким разным обрядам. Некоторые таинства принадлежат всем обрядам, а некоторые — большой группе Рада-Дагомея-Наго-Конго.
По этой причине я отвергаю жесткие классификации лоа — например, ту, которая используется в чисто гаитянской вуду: обычай относить каждого лоа только к одной из групп (Петро, Зандор, Конго или Анмине) представляется мне спорным, потому что лоа, как правило, получает такое дополнение к имени, как «Зандор» или «Конго», только потому, что ему служат в обряде Зандор или в обряде Конго. Этот принцип приводит на память рассуждения Джеймса Фрэзера в «Золотой ветви», утверждавшего, что Янус и Юпитер изначально были одним божеством:
Имена этих божеств в основе своей тождественны, хотя и меняются по форме в зависимости от диалекта племени, которое им поклонялось. Когда в глубокой древности народы жили в непосредственной близости друг от друга, божества эти различались разве что по названию. Но постепенное рассеивание племен с их последующей изоляцией друг от друга благоприятствовало развитию различного понимания богов, которых они принесли со своей бывшей родины, и их культа, так что со временем противоречия между мифом и ритуалом стали возрастать и превратили номинальное различие между богами в реальное. <…> При этом могло получиться так, что те же самые древние божества настолько изменились под воздействием диалектных и религиозных различий, что их первоначальная идентичность, вероятно, уже не просматривалась, и они заняли свои места в национальном пантеоне в качестве независимых божеств[1].
Фрэзер говорит о религиозных понятиях, бытовавших среди греков и римлян. Но то же самое явление наблюдается в пантеонах африканских племен. Как Зевс, перенесенный из Греции в Рим, превратился сначала в Юпитера Диануса, а затем в Януса, так и Хевиозо, переселившийся с побережья Африки на берега Гаити, преобразился в Кебису Дан Ле.
Социальный уклад того общества, в котором сложился культ вуду, оказал прямое влияние на саму эту религию, поэтому не удивительно, что в пантеоне лоа обнаруживается аналогичная государственная иерархия.
Например:
Легба Адингбан — король королей
Айда Ведо — королева неба, земли и ангелов
Огу Феррай — генерал
Азака Меде — министр внутренних дел и сельского хозяйства
Все эти важные лоа — носители силы, берущей начало из некоего тайного источника. Управляет этой силой лоа Легба. При помощи магии вуду эту силу можно преобразовать из чисто потенциальной в актуальную, деятельную и полезную. С функциональной точки зрения, все лоа подчинены хунгану, который стоит во главе иерархии. Таким образом, на человеческом уровне проявления Легба над совокупной силой всех лоа властвует хунган. Поэтому в ходе вудуистских церемоний именно хунган отвечает за переход от потенциальной силы к магическому акту.
[1] Дж.Дж. Фрэзер, «Золотая ветвь», I.16, пер. М. Рыклина.
Milo Rigaud (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.