Функции богов (лоа) в религии вуду
Автор: Мило Риго (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: Мило Риго, «Тайны вуду»
Чтобы прояснить функции всех «таинств», достаточно представить традиционные интерпретации нескольких самых важных лоа в культе вуду. Эти функции покажут, почему гаитянский вудуист считает, что боги связаны с ним живыми и неразрывными узами.
Силибо Ваву, или Шибло Ваво, — Эрзули, надевающая украшения; знание; всеведение; предвидение; святой дух посвящения.
Марасса — солнце как магический владыка неба, властвующий над рождением и перерождением.
Данбала — возвращение солнцу животной, или непосвященной («боссале»), материи, совершающееся в ходе посвящения.
Огу Фер — логика; разум; мудрость; философия; вооруженное и разумное заступничество.
Кан-зо — сила, направляющая грубую («боссале») материю в области солнца.
Таинства Рада — лоа разума.
Симби И-Ан-Фа-Ка — космическая культура.
Таинства Наго Ойо — добровольное и сознательное отражение посвященной материи в высшей атмосфере небесных созвездий, совершаемое посредством Эрзули, то есть принципа Девы как «магического зеркала» (Агуэ-Тха Ойо).
Агуэ Р Ойо — стремление магически отразиться в ритуальных водах (Агуэ-Тха Ойо), или в бездне, символически представленной основанием центрального столба.
Геде Хунсу — основание умфора и ассона; Дева и Дитя; луна и солнце.
Кебису Дан Ле — высшее правосудие, или громовой камень багуи; религиозная этика умфора.
Байя-ку, или Ба Я Ху / Ие-х-у — космическая работа дня и ночи (Ии-сус)
Ба-Ка — наука о талисманах, или талисманная вуду, как магический символ двух форм космического жречества: Ба (восток, солнце, человек, Легба) и Ка (запад, луна, женщина, Эрзули)
Таинства Мавангу — лоа некромантии.
Хунган — хранитель магических сил солнца.
Хунгеникон — ритуальная молитва и ее магическое воздействие; звездная милость.
Умфор — Святой Град; Иерусалим; зодиак; двенадцать магических обителей Эрзули; врата Сиона; тайны астрального света.
Легба (Господин Перекрестков) — геометрическая сепарация магического вещества, символом которого служит ритуальная вода и которое открывает возможности для зримых магических проявлений; практическое уплотнение, или централизация, сил, рассеянных в астральном пространстве; геоцентрическая утилизация звездной атмосферы.
Африка — галактика, управляющая святым духом; геометрическая и духовная система солнца, представленная таинством Легба Ати-Бон Ати-Дан И-бо Ло-ко.
Ати-Дан И-бо Ло-ко — принцип древа; древо познания добра и зла; центральный столб перистиля.
Геде Ни-Бо, или Ра Ниббо, — воскресший Христос; восходящее солнце; вертикальная линия центрального столба; восточное жречество вуду.
Эти традиционные интерпретации показывают, что, несмотря на все искажения первоначальных магических формул (объясняющиеся психологическими особенностями различных сект и племен), в основе вуду все же лежат функции великих сверхприродных лоа — духов, возвращающих материальное тело в высшие сферы посредством посвящений и ритуалов.
Вышеприведенные символические толкования бытуют среди вудуистов повсеместно. Поэтому все попытки отделить таинства Конго от Анмине, Анмине — от Петро или Рада — от Нага не имеют смысла. Все различия между этими «обрядами» или «народами лоа» сводятся к способам применения магической науки на практике (а магической науки не существует без этих великих, основополагающих лоа). Так, у каждого из «народов Африки» (а под Африкой, напомним, подразумевается галактика, правящая святым духом) есть свой тайный смысл, но все эти смыслы — лишь вариации универсальной науки вуду, разнящейся от одного племени к другому. Эти «межплеменные» различия носят сугубо эстетический и этический характер. Например, обряд Рада в целом более этичен, чем обряд Петро, потому что обряд Рада, по традиции, управляет этическими принципами неба, представленными в форме лоа Аи-Зан А Веле-Кете. Таинства Ай-Да Ве-До и Да-нбала Ве-До — это зримые проявления Ра-Да (змея) в умфоре.
Этические различия символически представлены областями, которыми правит змей Да-н. Между основными обрядами вуду эти области распределяются так:
Рада — Звезда, или Высший Воздух
Наго — Металл
Конго — Вода
Петро — Огонь
Ибо — Слово
Мине, или Ан-Мине — Земля
Однако каждый обряд хранит традицию во всей ее полноте и сам по себе представляет законченную магическую систему, содержащую всю совокупность символических смыслов. Разница только в том, что каждый обряд открывает эти смыслы своим посвященным в особой системе символов и несет в себе особый, индивидуальный характер и космический темперамент того «народа» Африки, с которым он связан.
Milo Rigaud (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.