Гри-гри: история и общие сведения
Автор: Дениз Альварадо (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
«Грегории[1] у них почитаются за вещицы премного ценные. Делаются они на разный манер, но большею частью из кожи, и на диво искусно, полыми внутри; кладут же в них и зашивают натуго некие писания или заклятия, кои получают от своих марибуков[2]; и потому почитают их высоко и твердо веруют, будто не может с ними случиться ничего дурного, доколе те грегории остаются при них».
— Ричард Джобсон[3], 1623
Многие традиции новоорлеанского вуду толкуются превратно, но в этом отношении мало какие из них сравнятся с традицией гри-гри. Большинство мешочков, которые продают в интернете под названием «гри-гри», изготовлены без должного понимания и без соблюдения протокола. Скорее, их следовало бы называть мешочками моджо — это талисманы другого типа, хотя и похожие внешне на гри-гри. И даже сам термин gris gris многие произносят неправильно: на самом деле —s на конце не читается!
Гри-гри — это название религиозно-магической системы, которую практикуют последователи новоорлеанского вуду. По данным Новоорлеанского музея вуду, термин gris gris (gerregerys) происходит из языка семьи манде, на котором говорили племена к северу от Бенина (на территории современных Сенегала и Мали). В эпоху трансатлантической торговли рабами это слово вошло в лексикон луизианской вуду. По звучанию оно похоже на французское слово gris, означающее «серый», из-за чего gris gris стали обычно переводить как «серый-серый». А поскольку серый обозначает то, что находится между черным и белым, этот термин стали относить и к ингредиентам, которые используются при создании талисманов гри-гри.
Термин gris gris, как и слово «худу» (hoodoo), — это одновременно и имя существительно, и глагол. Гри-гри — это и магия, и акт изготовления талисмана, который (среди прочего) может принимать форму мешочка, куклы или порошка. Гри-гри — это разновидность талисманной магии, основанная на принципах магии симпатической и контагиозной. Прибегая к симпатической магии, создают предмет, внешне похожий на человека, для которого предназначается гри-гри. Чаще всего такие предметы имеют форму кукол. Обращаясь к контагиозной магии, используют предмет, принадлежащий человеку, для которого предназначен талисман гри-гри, — например, прядь волос, обрезки ногтей или лоскут от одежды. Этот личный предмет обеспечивает магическую связь с физическим и духовным миром человека; поэтому считается, что гри-гри влияют на жизнь этого конкретного человека и очень конкретным, узконаправленным образом.
В новоорлеанской традиции существуют гри-гри для любых мыслимых целей. Меня всегда учили, что гри-гри — это любая магическая смесь трав и простых ингредиентов, распространенных в быту, дополненная любыми магическими словами, которые вы можете написать или произнести в зависимости от ситуации. Гри-гри может состоять из толченых минералов, трав, кладбищенской пыли, корней, костей и священных слов или печатей, написанных на бумаге магическими чернилами. Можно использовать такую смесь просто как порошок, который вы, например, рассыпаете на пути врага; можно помещать ее в полый амулет, мешочек или куклу, можно добавлять к воде для питья или для магической ванны. В далеком прошлом в гри-гри использовались даже смертоносные порошки и яды. Но, независимо от формы и способа применения, гри-гри остается полноценной религиозно-магической системой, принесенной первыми рабами из африканской Сенегамбии в начале 20-х годов XVII века и сохранившейся в Новом Орлеане в относительно неизменном виде. Эта система — не только уникальная особенность новоорлеанской вуду, но и важная составляющая всей культурной истории Нового Орлеана.
С 1726 по 1731 годы во Французскую Луизиану прибыло тринадцать кораблей с рабами: все, кроме одного, — из Сенегамбии, а один — из региона Конго и Бенина (в том числе из города Вида, где зародился змеиный культ — один из аспектов новоорлеанской религии вуду). Многие сельскохозяйственные растения, выращивавшиеся в Луизиане в XVIII веке, были также завезены из долины реки Сенегал: рис, пшеница, хлопок, индиго, горох и так далее. От коренного индейского населения Америки африканцы узнали многое полезного о местной флоре, и многие из них, в особенности мужчины из народа бамбара, владели обширными знаниями о свойствах растений и умели готовить яды, амулеты и талисманы-ванга (Hall, 1992). Все растения, завезенные из Африки, прижились на луизианском рынке и вошли не только в традиционную каджунскую и креольскую кухню, но и в магию гри-гри, и в рецептуру новоорлеанского худу. Распространенный миф о том, что африканцы ничего не знали о местной американской ботанике, опровергается массой исторических свидетельств.
Некоторые из африканцев, привезенных в Луизиану, были мусульманами. В Африке их религиозные лидеры, марабуты, зарабатывали на жизнь, обучая детей и занимаясь гри-гри. Даже и по сей день иногда встречаются гри-гри, изготовленные по образцу тех, которые делали сенегальские марабуты. Гри-гри такого типа подвешивают на кожаный шнурок и носят на шее, на поясе (при бесплодии), на голове, руке или лодыжке, в зависимости от предназначения талисмана. Сам талисман представляет собой кожаный мешочек (искусно выделанный или совсем простой), в который вложен вышитый или написанный от руки текст из Корана, дополненный особыми цифрами с мистическим смыслом. Мешочек освящают святой водой и читают над ним особые молитвы, прежде чем отдать его будущему хозяину (Walter & Fridman, 2004). Произнося молитвы, марабут высвобождает энергию, направляет ее на конкретную цель и вкладывается в талисман гри-гри. Хозяин талисмана может носить его скрытно, а может и выставлять на всеобщее обозрение, в зависимости от ситуации.
С этнической точки зрения, большинство привезенных в Луизиану рабов (хотя и не все) относились к народу бамбара, принадлежащему к языковой семье манде и обладавшему богатой устной традицией мифов и легенд. Бамбара сопротивлялись исламу и хранили свою традиционную культуру и религию. Среди бамбара были официальные рассказчики-комо, обеспечивавшие сохранность этой культуры и передававшие ее из поколения в поколение. Однако магия гри-гри не была сугубо мусульманской: ее использовали и бамбара, и прочие выходцы из африканской Сенегамбии, независимо от своей религиозной принадлежности.
Упоминания о новоорлеанских рабах, практикующих гри-гри, встречаются в исторических документах уже с 1734 года. Отмечали, что рабы, привезенные в Луизиану, не желали расставаться со своими фетишами, амулетами и гри-гри. После того, как рабов расселили в лагерях, расположенных на территории современного сообщества Алжир в Новом Орлеане, обнаружилось, что многие их болезни способны вылечить только африканские или индейские целители. Некоторые европейские колонисты тоже обращались к африканцам за лекарствами от тех или иных болезней, а некоторые, наоборот, обвиняли рабов в попытках отравления хозяев или начальников колоний. Суд не признавал африканских «суеверий», но наказывал тех, кого признавал отравителями, заявляя, что, «весь вред, относимый на счет колдовства, вероятно, объясняется ядами» (протоколы Верховного суда, 1729).
В действительности у колонистов были все основания опасаться африканского гри-гри: его очень часто использовали как оружие нападения и обороны. Поскольку традиция гри-гри во многом опиралась на оккультные знания и воинское искусство марабутов, гри-гри сыграло важную роль во многих восстаниях рабов и в знаменитой Гаитянской революции (Diouf, 1998). Один из примеров яда гри-гри описывает Дитерлен: комо обмакивал когти хищной птицы в грязь, змеиный яд и порошок меди. Утверждали, что даже маленькая ранка, нанесенная таким когтем, влечет за собой смерть. Уэйд Дэвис и Бернард Дидерих подтверждают, что в XVIII рабы из Сан-Доминго (современный Гаити) и Нового Орлеана делали смертоносные порошки из ингредиентов животного и растительного происхождения, и подсыпали их в пищу ничего не подозревающим жертвам (Davis, 1983; Diederich, 1983).
В связи с талисманами гри-гри и правилами их изготовления необходимо принять во внимание еще несколько моментов. Числа и цвета очень важны. Мастер гри-гри должен быть сведущ и в других оккультных искусствах, таких как нумерология, прорицание, геомантия и астрология. Изготавливая мешочек гри-гри, нельзя просто взять и положить в него произвольное количество предметов (как это делают с мешочками моджо). Всякий предмет, помещаемый в гри-гри, заключает в себе определенный смысл, и эти символические смыслы тесно связаны с традиционной космологией бамбара и/или с исламской традицией. Число три, например, — это минимальное количество ингредиентов в талисмане гри-гри. В космологии бамбара число три символизирует мужское начало (тестикулы и пенис), а число четыре — женское (четыре губы). Число семь — совершенное число, олицетворяющее андрогинное единство мужского и женского начал. В исламской традиции число пять соответствует пяти столпам веры, пяти молитвам и пятерым святым особам (Мухаммеду, Али, Фатиме, Хасану и Хусейну). Это число нередко изображают в виде раскрытой ладони, на каждом из пальцев которой написано одно из святых имен, и такое изображение тоже считается гри-гри — амулетом, защищающим от дурного глаза (Diouf, 1998).
Как уже говорилось, в гри-гри иногда используют «личные» предметы — волосы, ногти и так далее. Волосы не только привязывают талисман к конкретной личности: в гри-гри они имеют гораздо более глубокий смысл. Волосы символизируют важную часть души, которая называется «ни». Если вы берете прядь волос какого-то человека и используете ее в гри-гри, возникает симпатическая связь между талисманом и этой частью его души.
Раковины каури имеют важное значение не только потому, что они использовались как деньги и украшения: их по сей день почитают как священные предметы, пришедшие из глубоких вод — с ложа Фаро, андрогинного духа воды, обеспечивающего гармонию между полами. Подобное почтение к природе — одно из многих верований, которых в равной мере придерживались и африканцы, и американские индейцы.
Не следует также недооценивать роль материалов для начертания магических слов, печатей и символов в гри-гри. Марабуты путешествовали в дальние страны, чтобы добыть бумагу и чернила для талисманов. Иногда слова силы специально писали неразборчиво, чтобы сохранить их в тайне. Чтобы зарядить талисман, молитву над ним полагалось (и до сих пор полагается) прочесть определенное количество раз. Иногда также принимают во внимание материал для вместилища магических ингредиентов и определенное время суток, в которое следует читать молитвы. Например, так называемый «Заговор Омаля для защиты от магии» нужно написать на оленьей шкуре, зашить в мешочек и носить на себе. Другой традиционный заговор — для защиты от опасных животных, наподобие змей и скорпионов, а также от воров и злых духов — пишут на куске бумаги и читают каждый день после захода солнца.
Со временем марабутов стало гораздо меньше, и арабская письменность в Новом Орлеане забылась: теперь все чаще используют европейские магические алфавиты, которыми записывается предназначение талисмана. Эта практика пришла в гри-гри из так называемого «старого новоорлеанского ведовства» — традиции европейского происхождения, которая, как и другие магические системы Нового Орлеана, постепенно смешивается с магией африканского происхождения.
Литература
- Davis, W., “On the Pharmacology of Black Magic”. // Caribbean Review, XII, 1983 Summer
- Diederich, B., “On the Nature of Zombie Existence”, Caribbean Review, XII, 1983, Summer.
- Diouf, S. A. Servants of Allah: African Muslims enslaved in the Americas. New York: NYU Press, 1998.
- Hall, G. M. Africans in Colonial Louisiana: The Development of Afro-Creole Culture in the Eighteenth Century. Baton Rouge and London: Louisiana State University Press, 1993.
- Walter, M.N., Fridman, E. Shamanism: An Encyclopedia of World Beliefs, Practices, and Culture, Volume 1, ABC-CLIO, 2004.
[1] Здесь: охранные амулеты, от др.-греч. γρηγορ?ω — «бодрствовать, быть бдительным, быть настороже». Этим понятным ему словом автор цитируемых записок передал созвучный термин «гри-гри». — Здесь и далее примечания переводчика.
[2] Марибук — искаженное «марабут» или «мурабит», от араб. «марбут» («связанный, посвященный богу»): мусульманский святой, благочестивый отшельник или подвижник, принадлежащий к религиозно-военному братству.
[3] Ричард Джобсон (расцвет 1620—1623) — английский путешественник, начальник экспедиции, исследовавшей бассейн реки Гамбия в Западной Африке.
Denise Alvarado (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.