Ассентаменту

Ассентаменту
Составление, перевод: Анна Блейз (с)

Ассентаменту Эшу Пантера Негра. Фото Фернанду Лигориу (с)
Ассентаменту Эшу Пантера Негра. Фото Фернанду Лигориу (с)

Что такое ассентаменту в традиции кимбанды? Само слово в переводе с португальского означает «усаживание». Подразумевается привязывание какого-либо из духов-эшу к материальному носителю, который изготавливается с учетом конкретных особенностей выбранного духа. «Ассентаменту» называют и сам сосуд для духа, и ритуал его создания.

Известны схожие магические практики в других традициях; в частности, сосуды-ассентаменту сравнивали с кувшинами и лампами джиннов из арабских сказок и с легендарным медным сосудом Соломона, в котором были заточены 72 гоэтических духа. Но принципиальное отличие в том, что ассентаменту — это не темница для эшу, ограничивающая его свободу, а символическое тело, позволяющее ему более эффективно действовать в материальном мире. И это станет очевидно, если рассмотреть его основные составляющие:

  1. Железный или глиняный сосуд: «великое черное лоно», в котором тело эшу будет формироваться наподобие плода в материнской утробе.
  2. Железная статуэтка эшу либо так называемая «феррамента»: символический скелет, каркас для воплощения духа. (Феррамента — это «понту рискаду» данного эшу, выкованное из железа. Понту рискаду — это индивидуальная печать духа, символический чертеж, который выражает особый характер духа и способствует его проявлению.)
  3. Черная глина, которой статуэтку или ферраменту приклеивают ко дну сосуда изнутри: символическая кровь и плоть эшу. С одной стороны, такую глину, богатую железом, называют «черной кровью» царства минералов. С другой — во многих мифологических традициях (шумерской, греческой, иудейской) именно из глины созидаются тела первых людей. И, наконец, глина символически объединяет в себе четыре стихии: землю, воду, воздух (необходимый для просушки) и огонь (необходимый для обжига).
  4. «Окута», что в буквальном переводе с языка йоруба означает «камень». Это, собственно, и есть камень — особый камень, который олицетворяет сердце эшу и заключает в себе жизненную энергию. Одно из условий выбора окуты заключается в том, что камень должен быть найден в том же «королевстве», к которому принадлежит «усаживаемый» эшу (например, в лесу — для эшу из Королевства лесов, на кладбище — для эшу из Королевства кладбища, и т.д.). Некоторые полагают, что маг, создающий ассентаменту, должен найти такой камень самостоятельно; другие считают, что годятся и покупные камни, если настроить и «пробудить» их при помощи особых ритуалов. Просто так забрать найденный камень нельзя: необходимо провести благодарственный обряд и сделать подношения духам местности.
  5. Прочие предметы, которые добавляют в сосуд с теми или иными целями. Это «предметы силы», которые представляют различные способности и особенности «усаживаемого» эшу. Это могут быть другие камни, кусочки металлов, высушенные растения или части тел различных животных, раковины каури, кости, магические порошки с теми или иными свойствами (или маленькие тыквы-горлянки, наполненные такими порошками) и всевозможные символические предметы (подковы — как символ защиты в путешествиях, игральные кости — как символ удачи в игре, стальные цепочки — как символ стойкости перед лицом врага и так далее).

Материал для «сердца»-окуты

Лучшим минералом для окуты считается так называемый «янгуи». Это латерит — красновато-ржавая порода, богатая железом и алюминием. В мифологии йоруба Эшу Янгуи — первое существо, созданное богом-творцом Олодумаре, олицетворение первозданного камня и концентрированной силы земли. Эшу Янгуи почитают как силу плодовитости, приумножающую живые существа. Латерит ассоциируется с процессами размножения, а также с прожорливостью и справедливым возмездием.

Помимо этого, могут использовать и другие минералы, в том числе драгоценные и полудрагоценные камни. Разумеется, далеко не все из них можно с легкостью найти в дикой в природе, — но, как уже говорилось, некоторые практики признают, что для окуты годятся и покупные камни, если провести над ними особые ритуалы. Вот перечень магических свойств, которые признаются в кимбанде за некоторыми минералами:

  • Огненный агат: власть, деньги, сила, соблазн. Ассоциируется с планетой Меркурий.
  • Уголь: «черная кровь». Пробуждает энергии Сатурна, притягивает деньги, ассоциируется с планетой Земля.
  • Алмаз: духовность, сила, проницательность.
  • Изумруд: привлекает удачу и выгодные сделки. Ассоциируется с планетой Венера.
  • Кристаллическая сера: очищение, устранение препятствий; астральные нападения.
  • Гематит: доверие.
  • Лазурит: власть над древними силами, врачевание и защита. Ассоциируется с планетой Венера.
  • Лава: олицетворяет четыре стихии и защитную силу огня.
  • Обсидиан: стихия огня, насыщенная энергиями Сатурна. Символизирует энергию ассентаменту; открывает духовное зрение и способствует гаданию.
  • Оникс: устраняет врагов и отвращает силы, препятствующие физическому, интеллектуальному и духовному развитию. Ассоциируется с силой Сатурна, укрепляющей самоконтроль.
  • Лунный камень: интуиция, сверхчувственные способности, управление эмоциями и сновидениями. Ассоциируется с силой Луны.
  • Пирит: деньги.
  • Рубин: разжигает страсти и вожделение. Ассоциируется с огнем и кровью.
  • Черный турмалин: защита. Хтонические силы и жертвоприношения. Ассоциируется с планетой Сатурн. Символизирует энергию ассентаменту. Поглощает вредоносные энергии и действует как надежный щит.

Дополнительные предметы силы

И еще немного о предметах силы, которые могут помещать в ассентаменту в дополнение к основным составляющим.

  • Животные ингредиенты (высушенные части тел). Чаще всего используются фрагменты тел ядовитых животных — пауков, змей, скорпионов. Они олицетворяют, с одной стороны, древние магические силы эшу, а с другой — элементы человеческой души, нуждающиеся в преображении на пути эволюции. Части тел животных — обязательный ингредиент ассентаменту для эшу Королевства Лесов (Матас).
  • Раковины каури служат хранилищами энергии, которая исходит от растений, минералов и крови в составе ассентаменту. Количество раковин должно быть равно или кратно семи.
  • Тыквы-горлянки — символ таинств эшу. В тыквы помещают различные «миронги» (талисманы), магические порошки и прочие фетиши. Тыква-горлянка олицетворяет одновременно и фаллос, и женское лоно: активная сила Эшу сочетается в ней с восприимчивостью Помба-жиры.
  • Висячий замóк кладут в ассентаменту, когда необходимо сдерживать энергию духа. Этот предмет силы предназначается только для эшу из Королевств Душ (Альмас), Кладбища (Калунга) и Креста (Крузейру).
  • Ключи — символы открытия и закрытия путей.
  • Стальная цепочка — мощный символ и защиты и стойкости перед лицом врага, а также орудие для подчинения врагов. Ассоциируется с планетой Марс.
  • Игральные кости в ассентаменту привлекают удачу, а также ассоциируются с цыганскими предсказаниями. Этот предмет силы предназначается для эшу из Королевства Лиры.
  • Бобы притягивают энергии предков. В бобах разного рода дремлют различные скрытые силы, которые пробуждаются в ходе обряда ассентаменту. Порошок из кормовых (конских) бобов называют «кровью», но это эвфемизм: в действительности он ассоциируется с мужским семенем. Бобы африканского растения Tetrapleura tetraptera, известного под названиями «аридан», «прекесе» или «эсесе», защищают от ран и вредоносной магии. Защитными свойствами обладает и так называемый «коготь Эшу» (он же «коготь дьявола» и «ноготь Помба-жиры») — плод растения Martynia annua (мартиния однолетняя), который используют для укрепления ассентаменту.
  • Подкова с древних времен считалась символом защиты и удачи. В кимбанде она олицетворяет защиту путешествиях, способность беспрепятственно передвигаться даже по бездорожью, а также символизирует силу различных «дорог» (ипостасей) эшу.
  • Железный кинжал, заключающий в себе силу Марса, — символ войны и огня. В ассентаменту кинжалы помещают тогда, когда требуется подчинить и усмирить те или иные силы, рассеять чары или отразить астральные нападения. Это одно из орудий эшу (наряду с трезубцем/вилами) и, следовательно, один из важнейших символов кимбанды.
  • «Копья Омолу» — маленькие железные копья, символизирующие уничтожение вредоносных энергий. Такие же копья, только деревянные, используются с той же целью для эшу из Королевства Лесов (Матас).
  • Магнит соединяет противоположности и открывает астральные врата, необходимые для привлечения или отталкивания тех или иных энергий.
  • Монеты. Старинные монеты (местные или иностранные) олицетворяют «богатство предков». Они служат для «покупки» и для «подкупа». Считается, что старинная монета, добавленная в ассентаменту, приумножается в астральном поле и наделяет эшу способностью торговаться и заключать выгодные сделки. Современные монеты (местные или иностранные) — символы богатства и открытия путей, способствующие денежным поступлениям.
  • Кости символизируют смертность и бренность, но в то же время позволяют возродить силу предков. Они тесно связаны с символикой Голгофы. Скрещенные кости и черепа — традиционные эмблемы эшу и помба-жир, относящихся к Королевствам Кладбища (Калунга), Креста (Крузейру) и Душ (Альмас).
  • Кусок железнодорожной рельсы — символ духовных путешествий и энергии движения любого рода (от физического перемещения в пространстве до духовной эволюции). Рельсы заключают в себе огромную энергию, способную открывать могущественные врата. В составе ассентаменту они особенно важны для эшу, связанных с дорогами и перекрестками.
  • Железный костыль, предназначенный для скрепления железнодорожных рельс и шпал, — могущественный предмет силы, помогающий в физических путешествиях и не дающий сбиться с пути. Костыль берут из железнодорожного полотна, чтобы он уже был насыщен энергией от постоянного трения.

Используют и другие предметы силы, связанные с индивидуальными особенностями и предпочтениями того и иного эшу. Например, в ассентаменту Эшу Браза (Горящего Угля) кладут золу из печи, а если есть возможность, то и пепел из крематория. В сосуд Помба-жиры Марии Навальи помещают семь бритвенных лезвий, а в сосуд Помба-жиры Сиганы — игральные карты, ленты и прочие предметы, ассоциирующиеся с цыганами.

Металлы

  • Золотой порошок — символ солнечной силы, привлекающий богатство и славу.
  • Серебряный порошок — символ лунной силы, тесно связанный с ночью и тьмой. Его используют, чтобы установить связь между душой кимбандейру и энергией эшу, а также для развития интуиции и для защиты в астральных путешествиях.
  • Бронзовый порошок олицетворяет силу огня, ассоциируется с солнцем и привлекает богатство и славу.
  • Медный порошок символизирует восприимчивую силу Венеры и тесно связан с женским началом. Его используют как «магнит» для чувственных удовольствий, а также для привлечения удачи.
  • Алюминиевый порошок связан с силой Меркурия. Он помогает расширять сферу влияния и устанавливать связи с астральными сущностями.
  • Олово связано с силой Юпитера и воздушной стихией. Этот металл используют в качестве «посланника». Оловянную пулю кладут в сосуд-ассентаменту для защиты от огнестрельного оружия.
  • Свинец ассоциируется с силой Сатурна и с хтоническими сущностями, с энергиями земли и смерти. В составе ассентаменту он придает устойчивую силу заклинаниям, молитвам и просьбам, а также обеспечивает надежную защиту. С этой целью используют как свинцовый порошок, так и различные фигурки из свинца — шарики, ножи, изображения тех или иных предметов (например, свинцовый хлебец — талисман, защищающий от голода в дороге).

Семь земель

В завершение ритуала в ассентаменту помещают семь разновидностей земли, связанной с семью Королевствами и их энергиями. Эти «семь земель» смешиваются в определенном порядке и насыщаются силой при помощи особых молитв. Иногда в смесь добавляют землю, взятую из «мест силы» — например, со склона вулкана, из пустыни, из мест, где находились военные лагеря, поселения туземцев или великие храмы древних цивилизаций. Кроме того, используют различные вещества, символизирующие три рода крови, — например, священный мел (пемба), истолченный в порошок, пепел разного рода, угольную пыль, серу и т.д. Из смеси «семи земель» и «трех кровей» делают «тесто» на воде и бренди и добавляют в нее смесь сушеных растений, ассоциирующихся с данным эшу. Эту массу укладывают в сосуд, после чего сосуд запечатывают, оставляя снаружи лишь часть «сердца»-окуты.


Составление, перевод: Анна Блейз (с)

Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.