Королевство Лесов
Автор: Данилу Коппини (с)
Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: «Кимбанда: культ красного и черного пламени»
Королевство Лесов порождено алхимией кимбанды, объединившей и преобразившей множество разнородных элементов. К этому королевству относятся древние охотники, воины, колдуны и шаманы. Мудрецы, владеющие тайнами минерального, растительного и животного царств, они молчаливы и прожорливы, как хищники, обитающие в темной чаще.
Эшу, относящиеся к Королевству Лесов, любят шкуры зверей, перья, высушенные части тел животных, копья, луки и всевозможные индейские артефакты. Они сведущи в зельях и чудодейственных порошках. Вселяясь в медиума, они возвещают о своем пришествии громким криком. Подкупить их обещаниями роскоши и богатства невозможно. В одних своих проявлениях они — свирепые убийцы, подобные диким зверям, а в других — мудрые советники, способные примирять между собой заклятых врагов. Они знают, что такое война и смерть; они ни перед кем не склоняют голову; магию любого рода они творят со всей серьезностью и самоотдачей.
Лес обладает очистительной силой, а к опасностям, которые таятся в темных долинах и в горах, кимбанда относится с глубоким почтением. Адепт лицом к лицу встречает народ Леса, пылающий яростью и владеющий тайной мудростью. Мятежный дух древних колдунов ведет истинных воинов к свету, а слабых ввергает в бездну бессознательного. В этом смысл тьмы, окутывающей Королевства Лесов и Калунги.
В Королевство Лесов входит множество легионов, называемых также «народами» (Povos).
1. Арвурис (Árvores, Деревья)
Легион, или Народ, дас Арвурис (Povo das Árvores, народ Деревьев), во главе которого стоят Эшу Мангейра (Exu Mangueira, Эшу Манговое Дерево) и Помба-Жира дас Матас (Pombagira das Matas, Помба-Жира Лесов).
Деревья испокон веков почитались как точки силы. На протяжении всей истории человечества леса и рощи воспринимались как священные места, населенные стихийными духами и духами предков. Деревья, подобно крестам, — это оси, соединяющие плотный и тонкий миры; поэтому не удивительно, что в них обитают бесчисленные духовные создания. Ассоциации между деревьями и духовной жизнью встречаются в самых разных традициях. Древо Познания в Эдемском саду, запретный плод которого вкусила девственная Ева; древо Гесперид, на котором росли золотые яблоки бессмертия; великий лавр при храме Аполлона в Дельфах (листья лавра, по преданию, жевали пифии, чтобы войти в пророческий транс); смоковница, под которой Будда достиг просветления; сейба — священное дерево майя; оливы в Гефсиманском саду; дерево ироко, посвященное Иями Ошоронга (Матери Колдовства) в религии йоруба, — вот лишь немногие тому примеры.
В бразильской кимбанде деревья тоже считаются средоточиями силы эшу. Подношения эшу и помба-жирам из Народа Деревьев оставляют под лиственным деревом без колючек, дающим хорошую тень; предпочтение отдают цитрусовым деревьям и деревьям, растущим на перекрестках и у крестов.
2. Паркус (Parques, Парки)
Легион, или Народ, дус Паркус (Povo dos Parques, народ Парков), во главе которого стоят Эшу Морсегу (Exu Morcego, Эшу-Нетопырь) и Помба-Жира Морсегу (Pombagira Morcego, Помба-Жира Летучая Мышь).
В ходе урбанизации Бразилии некоторые участки леса в городской черте оставляли нетронутыми и не застраивали. Так возникали городские лесопарки, предназначенные для отдыха и для сохранения местной флоры (а иногда и фауны). Парки не только радуют местных жителей, но и поддерживают чистоту воздуха в городах.
Во многих парках размещаются торговые точки, проводятся фестивали, театральные представления и выставки. В подобных случаях Лесные народы (Народ Деревьев, Народ Цветов) действуют сообща с Народом Лиры (выставки, спектакли). Таким образом, в разных местах одного и того же парка можно совершать приношения разным народам эшу.
Парками в целом правят старые духи, когда-то нашедшие прибежище на этих уцелевших островках леса. Иногда они ведут себя агрессивно по отношению к тем, кто не уважает их территорию. За пределами городов тоже встречаются парки — заповедники, находящиеся под охраной закона. Селиться в таких местах дозволено только представителям коренных народов. Но в заповедниках тоже нередко ведется торговля, а значит, Народ Лиры соседствует с Лесными народами и здесь.
3. Мата да Прайя (Mata da Praia, Прибрежный лес)
Легион, или Народ, да Мата да Прайя (Povo da Mata da Praia, народ Прибрежного Леса), во главе которого стоят Эшу дас Матас (Exu das Matas, Эшу Лесов) и Помба-Жира дас Матас (Pombagira das Matas, Помба-Жира Лесов).
Подразумеваются леса, растущие вдоль морского побережья. Физически (географически) Народ Прибрежного Леса занимает огромную территорию: ему подвластны и лесистые берега заливов, и мангровые леса, и все, что растет на болотах, в дюнах и на песчаных отмелях.
4. Кампинас (Campinas, Луга)
Легион, или Народ, дас Кампинас (Povo das Campinas, народ Лугов), во главе которого стоят Эшу дас Кампинас (Exu das Campinas, Эшу Лугов) и Помба-Жира дас Матас (Pombagira das Matas, Помба-Жира Лесов).
Кампинас — это природные пастбища и другие места, где преобладает травянистая растительность, представленная огромным разнообразием видов. Обычно Луга окружены реками и лесами. Благодаря ровному ландшафту они отлично подходят для строительства деревень и ферм.
5. Серраниас (Serranias, Нагорья)
Легион, или Народ, дас Серраниас (Povo das Serranias, народ Нагорий), во главе которого стоят Эшу Серра Негра (Exu Serra Negra, Эшу Черное Нагорье) и Помба-Жира дас Матас (Pombagira das Matas, Помба-Жира Лесов).
Это плоские возвышенности, чередующиеся с глубокими долинами, более или менее обрывистыми. Нагорья, располагающиеся последовательно, одной цепью, образуют горный хребет, а несколько параллельных горных хребтов — горную систему. Горные дороги и тропы зачастую опасны и утомительны для путников: малейшая беспечность может повлечь за собой катастрофу. В эзотерическом смысле горы — это граница между высоким и низким, а также путь, по которому необходимо пройти ради духовного развития. К Народу Нагорий принадлежат и духи, рожденные из огня, и земнородные духи.
Иногда в отдельную группу выделяется Пову дас Монтаньяс (Povo das Montanhas, Народ Гор). С ним связаны относятся одиночные горы с отчетливо выраженными пиками. По верованиям народа тупи, боги держали суд над душами умерших на вершине горы.
6. Минас (Minas, Рудники)
Легион, или Народ, дас Минас (Povo das Minas, народ Рудников), во главе которого стоят Эшу Сети Педрас (Exu Sete Pedras, Эшу Семь Камней) и Помба-Жира дас Сети Педрейрас (Pombagira das Sete Pedreiras, Помба-Жира Семи Каменоломен).
Сюда относятся открытые карьеры и шахты, предназначенные для добычи полезных ископаемых — угля, бокситов, железной и прочих руд, а также благородных металлов (золота и серебра). Некоторые оставляют приношения Народу Рудников непосредственно в рудниках, но чаще с этими духами работают в лесу, выкапывая яму и насыпая в нее порошки различных металлов.
7. Кобрас (Cobras, Змеи)
Легион, или Народ, дас Кобрас (Povo das Cobras, народ Змей), во главе которого стоят Эшу Кобра (Exu Cobra, Эшу-Змея) и Помба-Жира дас Кобрас (Pombagira das Cobras, Помба-Жира Змей).
За Народом Змей не закреплено постоянного места для подношений. Обычно мы работаем с этими духами в лесах, около нор и ям, камней и расселин. Иногда приношения им оставляют в развилках деревьев.
8. Пантерас (Panteras, Пантеры)
Легион, или Народ, дас Пантерас (Povo das Panteras, народ Пантер), во главе которого стоят Эшу Пантера Негра (Exu Pantera Negra, Эшу Черная Пантера) и Помба-Жира Пантера Негра (Pombagira da Pantera Negra, Помба-Жира Черной Пантеры).
Духам из Народа Пантер обычно оставляют приношения на берегах рек, под большими деревьями, в лесах и, в редких случаях, на кладбищах.
9. Флорис (Flores, Цветы)
Легион, или Народ, дас Флорис (Povo das Flores, народ Цветов), во главе которого стоят Эшу ду Шейру (Exu do Cheiro, Эшу Запаха) и Помба-Жира Роза Вермелья (Pombagira Rosa Vermelha, Алая Роза).
Этому народу принадлежат все места, где растет много цветов, — сады, скверы, природные цветники и так далее. Кроме того, духи Цветов могут проявляться на похоронах и на кладбищах — в тех местах, где могилы покрыты живыми или срезанными цветами.
10. Рейзис (Raízes, Корни)
Легион, или Народ, дас Рейзис (Povo das Raízes, народ Корней), во главе которого стоят Эшу Арранка Току (Exu Arranca Toco, Эшу, Корчующий Пни) и Помба-Жира дас Матас (Pombagira das Matas, Помба-Жира Лесов).
Сюда относятся все места, где из-под земли поднимаются корни деревьев. Одно из лучших мест для приношений Народу Корней — там, где древесные корни пробились сквозь асфальт на городских улицах.
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.