Королевство Малой Калунги (Reino da Kalunga Pequena), или Королевство Кладбища (Reino do Cemitério)

Королевство Малой Калунги (Королевство Кладбища)
Автор: Данилу Коппини (с)
Перевод: Анна Блейз (с)

Источник: «Кимбанда: культ красного и черного пламени»

Кладбище

«Калунга», слово из языка народов Конго и Анголы, по значению близко таким понятиям, как «некрополь», «страна мертвых», «мир предков». Кроме того, оно означает границу между мирами живых и мертвых, а в более узком смысле — реку, разделяющую эти два мира (подобно реке Стикс в греческой мифологии). Этим же словом обозначаются группы африканских рабов и их потомков, которые бежали с плантаций и собирались в небольших укрепленных поселениях (так называемых «киломбу»). К этим общинам присоединялись индейцы и белые люди бразильского и европейского происхождения, среди которых было немало католиков. Такое смешение народов и традиций породило гибридную культуру, ставшую, по всей вероятности, и колыбелью тех легенд, из которых выросла бразильская кимбанда.

Для западного человека кладбище — это место скорби, одиночества и слез. Но понятие «Калунга» происходит из другой культуры: для африканца мир предков — это место, откуда исходят сила и мудрость, помогающие человеку возвыситься и обрести достоинство. Чернокожие африканцы, которых обращали в рабство и везли в Бразилию по морю, стали называть Великой Калунгой (Kalunga Grande) океан — «великую реку», отделившую их от прошлой жизни. 

В итоге сложилось два понятия: Малая Калунга — кладбище и Великая Калунга — море. В связи с этим стоит добавить, что в древности многие народы кремировали тела вождей и правителей на кораблях, спущенных на воду, чтобы душа умершего быстрее достигла царства мертвых. А в некоторых странах Востока тела умерших до сих пор по традиции кремируют на берегах рек.

Кладбище как Малая Калунга — это место упокоения мертвых. Участки для захоронения обычно располагаются вдали от городских центров — не в последнюю очередь потому, что они привлекают червей и животных-падальщиков, которые способствуют процессам разложения: смерть питает новую жизнь.  

Духи Малой Калунги темны и печальны. Сила их отчасти берет начало в тягостных чувствах: скорби, ностальгии, сожалениях, тоске и отчаянии. При этом они — великие воины, мудрецы и маги, способные наводить безумие своими чарами, насылать болезни и несчастья. Но если обращаться с ними почтительно, они могут исцелять от недугов и открывать людям сокровища древнего наследия. Снять проклятие, наложенное духами Малой Калунги, способны лишь они сами или другие духи, принадлежащие к этому же королевству.

В Королевство Малой Калунги входит множество легионов, называемых также «народами» (Povos).

1. Портас да Калунга (Portas da Kalunga, Врата Калунги)

Легион, или Народ, дас Портас да Калунга (Povo das Portas da Kalunga, народ Врат Калунги), во главе которого стоят Эшу Сети Портейрас (Exu Sete Porteiras, Эшу Семь Врат) и Помба-Жира дас Сети Портейрас (Pombagira das Sete Porteiras, Помба-Жира Семи Врат).

Место перед входом на кладбище, преддверие Калунги.

2. Катакубмас (Catacumbas, Склепы)

Легион, или Народ, дас Катакумбас (Povo das Catacumbas, народ Склепов), во главе которого стоят Эшу Сети Катакумбас (Exu Sete Catacumbas, Эшу Семь Склепов) и Помба-Жира Мария Падилья дас Сети Катакумбас (Pombagira Maria Padilha das Sete Catacumbas, Мария Падилья Семи Склепов) или Райнья дас Сети Катакумбас (Rainha das Sete Catacumbas, Королева Семи Склепов).

Под склепами здесь подразумеваются подземные усыпальницы, в которых размещаются останки умерших.

3. Тумбас (Tumbas, Надгробия)

Легион, или Народ, дас Тумбас (Povo das Tumbas, Кладбищенский народ Надгробий), во главе которого стоят Эшу Сети Тумбас (Exu Sete Tumbas, Эшу Семь Надгробий) и Помба-Жира да Калунга (Pombagira da Kalunga, Помба-Жира Калунги).

Надгробия — это каменные плиты, скульптуры или архитектурные сооружения, установленные на могилах. Как правило, на них указывается имя покойного и даты рождения и смерти. К Народу Надгробий принадлежат также африканские духи, погибшие на «тумбейру» (tumbeiros), то есть «кораблях-могильниках» (кораблях, перевозивших рабов).

4. Форну (Forno, Печь)

Легион, или Народ, ду Форну (Povo do Forno, народ Печи), во главе которого стоят Эшу Браза (Exu Brasa, Эшу Горящий Уголь) и Помба-Жира ду Форну (Pombagira do Forno, Помба-Жира Печи).

Сюда относятся места, где располагаются крематории.

5. Кавейрас (Caveiras, Черепа)

Легион, или Народ, дас Кавейрас (Povo das Caveiras, народ Черепов), во главе которого стоят Эшу Кавейра (Exu Caveira, Эшу-Череп) и Помба-Жира Роза Кавейра (Pombagira Rosa Caveira, Помба-Жира Роза-Череп).

Народ Черепов получает приношения в пределах Калунги: у ворот кладбища с внутренней стороны, у Креста Душ и на перекрестках Калунги.

6. Калунга да Мата (Kalunga da Mata, Лесная Калунга)

Легион, или Народ, да Калунга да Мата (Povo da Kalunga da Mata, народ Лесной Калунги), во главе которого стоят Эшу Пимента (Exu Pimenta, Эшу-Перец) и Помба-Жира Мария Пимента (Pombagira Maria Pimenta, Помба-Жира Мария-Перец).

Это индейские кладбища и захоронения в дикой природе.

7. Ломба (Lomba, Холм)

Легион, или Народ, да Ломба (Povo da Lomba, народ Холма), во главе которого стоят Эшу Коркунда (Exu Corcunda, Эшу-Горбун) и Помба-Жира да Ломба (Pombagira da Lomba, Помба-Жира Холма).

В пределах Калунги термин «ломба» обозначает могильный холмик. Иногда слово «ломба» служит синонимом кладбища в целом, но мы не используем его в этом значении.

8. Ковас (Covas, Ямы)

Легион, или Народ, дас Ковас (Povo das Covas, народ Ям), во главе которого стоят Эшу Сети Ковас (Exu Seti Covas, Эшу Семь Ям) и Помба-Жира Мария Сети Ковас (Pombagira Maria Sete Covas, Мария Семь Ям).

Это простые ямы в земле, выкопанные для погребения мертвых.

9. Миронга (Mironga)

Легион, или Народ, да Миронга (Povo da Mironga, народ Таинств), во главе которого стоят Эшу Мале (Exu Malê) и Помба-Жира Миронгейра (Pombagira Mirongueira).

«Миронга» — это слово из языка кимбунду, означающее «таинство». Народ Миронги откликается у Креста Душ и в четырех углах кладбища. 

10. Тревас (Trevas, Тьма)

Легион, или Народ, дас Тревас (Povo das Trevas, народ Тьмы), во главе которого стоят Эшу Рей дас Тревас (Exu Rei das Trevas, Эшу Король Тьмы) и Помба-Жира Райнья ду Инферну (Pombagira Rainha do Inferno, Помба-Жира Королева Преисподней).

Народ Тьмы откликается на зов в тенях надгробий и, в особенности, под сенью могильных крестов.

Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.