Понту рискаду: интерпретация печатей эшу и помба-жир
Автор: Данилу Коппини (с)
Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: «Кимбанда: культ красного и черного пламени»
Понту рискаду (ponto riscado) — это комплекс графических символов, который используется для эвокации или инвокации эшу или помба-жиры. Иными словами, понту рискаду — это составная «сигнатура», или «печать», создающая мощные вибрации, которые действуют одновременно и на бессознательное адепта, и на соответствующую структуру астрального плана. Всякий раз, когда мы вычерчиваем печать какого-либо эшу, между планами открываются врата, через которые может пройти этот дух. Если понту чертят в ритуальном контексте, то оно открывает и врата бессознательного (которые в кимбанде называют «корта фогу» — «огненная дверь»), тем самым облегчая «духовный симбиоз» между духами и адептом.
Понту рискаду бывают нескольких типов:
- Индивидуальные понту рискаду. Понту такого рода духи кимбанды чертят сами — посредством адептов-медиумов, в которых они вошли. Индивидуальная печать демонстрирует способности конкретного духа, а также королевства и легиона, к которому он принадлежит.
- Традиционные понту рискаду. Это печати, которые уже вошли в традицию культа кимбанды и используются адептами или жрецами по мере необходимости.
- Инспирированные понту рискаду. Это печати, форму которых адепт или жрец воспринимает свыше, посредством инспирации (вдохновения), исходящей с духовных планов.
- Искусственные понту рискаду. Это печати, которые адепт или жрец составляет на основе своих экзотерических и эзотерических познаний, искусственно формируя поле для проявления сил. Поскольку кимбанда легко вбирает и ассимилирует другие оккультные дисциплины, такие понту рискаду могут включать в себя графические символы, относящиеся к другим традициям (например, символические обозначения планет, стихий или алхимических начал), а также использовать принципы нумерологии.
Когда понту рискаду активируется в ритуальном контексте, над ним возникает мощный энергетический вихрь, принимающий форму «столпа». Чтобы энергия текла в нужном направлении, графические элементы понту обязательно заключают в круг. Этот круг ограничивает область проявления энергии и не дает ей рассеиваться.
Чтобы понять, как действует тот или иной эшу или помба-жира и каковы его проявления на материальном и на духовном плане, адепт должен тщательно изучать понту рискаду этого духа. Рассмотрим для примера традиционное понту рискаду Эшу Кавейры и истолкуем графические символы, из которых оно состоит.
Первое, на что следует обратить внимание в этом понту, — две центральные оси, вертикальная и горизонтальная. Они образуют симметричный крест — знак равновесия.
Значения этого символа таковы:
1) четыре стороны света;
2) четыре стихии;
3) мужское и женское начала;
4) духовный и физический планы.
Мы можем сделать вывод, что влияние Эшу Кавейры простирается на все эти сферы.
Далее нужно будет проанализировать расположение трезубцев и различия между ними. Но сперва скажем несколько слов о синкретическом значении самого трезубца как символа власти и способностей Эшу.
Во многих древних культурах трезубец символизировал духовное могущество. В индийской мифологии бог Шива, великий разрушитель и податель преображения, вооружен трезубцем, уничтожающим человеческое невежество. Три острия этого трезубца символизируют инертность, подвижность и равновесие, то есть всю совокупность творения. Греческому богу Посейдону, повелителю вод, трезубец служил скипетром — символом царской власти. Владыка морских пучин сотрясал и опустошал землю ударами своего трезубца, не уступавшего мощью молниям Зевса. Этим же оружием он сокрушал врагов в сражениях, пронзая им сердце и исторгая силу души. И тем же самым трезубцем своенравный бог морей мог осушать и затоплять земли по своему желанию. Нептун, древнеримский бог морей, во многом схожий с Посейдоном, тоже владел трезубцем. В астрологии планета, названная в честь Нептуна, обладает могучей силой, способной искажать наши представления о реальности; но если обращаться с этой силой правильно, она помогает нам познать себя и превзойти ограничения физического мира.
Христианский образ дьявола как «врага рода человеческого» сложился не сразу: он формировался в несколько этапов, вбирая различные влияния. Рогатый бог ведовских культов, делящий ложе с тройственной богиней, — это синтез множества элементов, восходящих к мифам Древнего Вавилона, Египта, Индии, Греции и Рима, африканских и кельтских стран и всех народов, которые не соглашались безропотно склониться под властью Распятого. По мере того, как христиане покоряли эти народы в кровопролитных войнах, «побежденные» боги превращались в демонов и дополняли образ «Великого Врага». Среди прочих атрибутов древних богов дьяволу достался трезубец — грозное, смертоносное оружие, в самый раз для противника христианского бога и его ангельских воинств. Столкнувшись с африканским культом Эшу, христиане легко отождествили его с владыкой «Царства Тьмы» и вручили ему тот же самый трезубец, который у них ассоциировался с дьяволом. В руках духов-эшу трезубец остается смертельно опасным оружием для астральных войн, но обладает и многими другими эзотерическими атрибутами. Это скипетр власти, источник движения и энергии, способный как нарушать, так и восстанавливать равновесие в живых существах и во всем, что их окружает. Удар трезубца, подобно разряду молнии, может ослеплять и повергать в безумие, но может и озарять бессознательное ярким светом сознания, приобщая адепта к высшей благодати. С одной стороны, трезубец — это инструмент развития, стимул для воплощения замыслов и устремлений. С другой, более мрачной, — это источник темных, непостижимых, агрессивных сил, способных уничтожить все на своем пути. И, наконец, это могущественное орудие трансценденции и преображения.
Но вернемся к нашему понту рискаду. Вертикальная линия в печатях эшу и помба-жир символизирует физический, плотный мир, наполненный материальными формами. Трезубец, направленный остриями вверх, состоит из прямых линий: это так называемый прямоугольный трезубец.
Прямоугольный трезубец можно истолковать как мощный центрирующий символ, придающий всякому воздействию бóльшую стабильность и устойчивость. Энергии, которые он испускает, труднее обратить вспять; влияние, которое он оказывает, труднее отменить. Прямоугольные трезубцы — это символы активной силы, действующей напрямую, непосредственно и постоянно, без перерывов и отвлечений. В руках эшу такой трезубец означает непрерывную движущую силу, ведущую всё, на что она воздействует, по пути развития.
Форма трезубца не имеет никакого отношения к полу (мужскому или женскому), она лишь указывает на полярность. Прямоугольный трезубец излучает положительную энергию и тесно связан со стихиями огня и воздуха. Будучи обращен вверх, он устраняет преграды на пути эволюции; расширяет поле восприятия; дает энергию, необходимую для реализации тех или событий; приводит в движение то, что до сих пор оставалось неподвижным; и, в зависимости от поставленной задачи, направляет, разоряет и опустошает, подрывает или восстанавливает силы. Это трезубец деятельной силы и практического воплощения замыслов.
Именно такой трезубец — прямоугольный и вертикальный, направленный остриями вверх — мы видим на понту рискаду Эшу Кавейры. Вертикаль символизирует мир материи; следовательно, Эшу Кавейра несет в материальный мир силу эволюции, но разрушает все то, что не стремится к развитию. Энергия Эшу Кавейры — настолько мощная и грубая, что в печать включены элементы, сдерживающие этот интенсивный поток. Трезубец перечеркнут короткой горизонтальной чертой, на концах которой помещены два кружочка. Это уравновешивающий символ, указывающий на то, что силу и натиск Эшу-Черепа необходимо держать под контролем. Он недвусмысленно предупреждает: Эшу Кавейра без колебаний уничтожит все то, что основано лишь на потребительском подходе и поисках материальной выгоды. Круг — это идеальный ограничивающий символ: он олицетворяет непрерывное гармоничное движение, центрирует энергии и очерчивает сферы воздействия.
Еще один кружочек, расположенный в основании вертикальной линии, — это своего рода «динамо-машина», непрерывно вырабатывающая и центрирующая энергии. Зигзаг, пересекающий трезубец, — так называемый «ключ» — означает, что стихийные энергии находятся под контролем и искусным управлением. Трезубцы с таким «ключом» — это орудия самых могущественных эшу: они указывают на глубокую мудрость, владение тайными искусствами и власть над легионами.
Горизонтальная линия в понту рискаду соответствует духовному плану. Для ее существования не требуется так много энергии, как для вертикали, а вдобавок она символизирует покой и, собственно, смерть физического тела. Два скругленных трезубца на горизонтальной линии обозначают начало и конец.
Скругленные трезубцы тесно связаны с таинствами женского лона. Это сосуд зарождения новой жизни и, в то же время, область тайны и тьмы. Женское начало восприимчиво, интуитивно и эзотерически связано с подземными (хтоническими) силами, а скругленные трезубцы — это источники отрицательной энергии, служащие для вбирания силы, для пленения и связывания. Они тоже испускают энергию, но основная функция этой энергии — впитывание и поглощение; в этом смысле они подобны космическим «черным дырам». Поэтому скругленные трезубцы входят в печати многих духов, относящихся к королевствам Малой Калунги, Крестов и Душ. Многие считают скругленный трезубец символом Помба-Жиры (из-за его сходства с женским лоном и чашей), но это ошибка. В действительности скругленные трезубцы используются и в печатях эшу, и в печатях помба-жир.
В понту Эшу Кавейры горизонтальная линия со скругленными трезубцами на концах означает, что сила этого эшу на духовном плане связана с процессами вбирания, поглощения и пленения. Кроме того, она указывает, что средоточия его силы — хтонические области, кладбища и процессы физического разложения. Тот же смысл заключают в себе две дугообразные линии, пересекающие горизонтальную. Изогнутые линии символизируют союз двух типов энергии — деятельной и восприимчивой.
Подведем итоги. Традиционное понту рискаду Эшу Кавейры показывает, что на материальном плане этот дух обладает мощной деятельной силой, но основные сферы его влияния — «обители смерти» и все процессы, связанные с разделением, разложением и распадом. Посредством этого понту Эшу Кавейра преподает нам урок: чтобы достичь успехов на материальном плане, нужно поддерживать равновесие и правильно распоряжаться своими ресурсами и возможностями, иначе мы исчерпаем все силы и останемся ни с чем. Это один из уроков, ведущих к развитию бескорыстия и альтруизма.
Понту рискаду — чрезвычайно ценные инструменты. Они помогают изучать способности и сферы влияния духов, раскрывая эзотерический смысл их деятельности. Вот некоторые символы, встречающиеся в составе понту рискаду, и их значения:
Скругленный (восприимчивый) трезубец, помогающий концентрировать энергии, захваченные извне
Это символ, приумножающий силу и привлекающий удачу. Он стимулирует все процессы размножения и уравновешивает отрицательные энергии.
Союз положительных и отрицательных энергий, двойная полярность.
Крест (Крузейру)
Перекресток (Энкрузильяда)
Силы, связанные со стихией воды
Крест Душ (Крузейру дас Альмас)
Активный энергетический вихрь
Мощная концентрация отрицательной (восприимчивой) энергии
Силы, связанные с луной
Равновесие стихий или наследие предков
Автор: Danilo Coppini (с)
Перевод: Анна Блейз (с)
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.